Стартовое оборудование для радиомоделей с ДВС
25.04.2019
Особенности подготовки к старту радиоуправляемых вертолетов, самолетов и машин с двигателем внутреннего сгорания требуют дополнительного оборудования, которое в принято называть стартовым. Наличие этого оборудования напрямую связано с более сложной конструкцией ДВС и особенностями его работы. Полный набор стартового оборудования может быть индивидуальным у каждого моделиста, но в общий перечень обязательно входят:
- устройство накала свечи;
- помпа для подачи топлива;
- стартер с удлинительным валом.
Устройство накала свечи
Специфика калильного двигателя внутреннего сгорания для радиоуправляемых моделей состоит в том, что для запуска двигателя в начальный момент калильную свечу необходимо предварительно разогреть. Обычно для разогрева калильной свечи достаточно подать на нее постоянное напряжение в 1,5 — 3 В. После того как двигатель запустился, работа свечи поддерживается за счет температуры воспламенения топливной смеси.
Самым простым способом разогрева свечи является обычный аккумулятор с проводом и цанговым зажимом для подключения к свече. Необходимое напряжение аккумулятора указывается в паспорте свечи. Обычно в комплекте с аккумулятором продается устройство для его зарядки от бытовой сети 220 В.
Более сложной, а также более универсальной схемой накала выступает импульсный преобразователь напряжения, источником питания для которого служит стандартный аккумулятор 12 В. Преимуществом такой схемы выступает возможность регулировки выходного напряжения и тока, подаваемых на свечу накала. Некоторые производители встраивают импульсные преобразователи в бортовую схему питания. В полетном режиме преобразователь выдает напряжения питания для бортовой электроники, а для подачи напряжения от этого преобразователя на свечу накала при запуске двигателя служит специальный переключатель.
Часто устройство для накала свечи встраивается в стартовую панель, о которой будет рассказано ниже.
Помпа для калильного топлива
Топливная помпа служит для заправки радиоуправляемой модели и обычно представляет собой небольшой электрический топливный насос шестеренчатого типа. У некоторых помп есть комплект креплений на канистру с топливом. Помпа используется не только для заправки радиомодели, но и для откачки топлива после окончания эксплуатации.
Особенностью шестеренчатых насосов выступает тот факт, что они не требуют заполнения топливом корпуса насоса — разряжение создается автоматически. Категория ручных помп представлена всевозможными емкостями для заправки и специализированными помпами для перекачки калильного топлива с ручным приводом.
При ограниченном бюджете на стартовое оборудование помпу для топлива можно изготовить своими руками из старого насоса омывателя стекла для автомобилей ВАЗ. В этом случае стоит учесть, что насосы шестеренчатого типа устанавливались на модели ВАЗ 2108 и располагались рядом с бачком омывателя. Встроенные центробежные насосы более поздних моделей для заправки RC-вертолетов или машин не походят.
Стартер с удлинительным валом
Классическим вариантом исполнения стартера для запуска двигателя внутреннего сгорания выступает обычный электродвигатель с редуктором, который питается от аккумулятора. Крутящий момент стартера должен обеспечивать запуск двигателя для моделей 50-го класса, если речь идет о вертолете и масштаба 1:5, если речь идет о радиоуправляемой машине.
Ограниченный доступ к двигателю RC-модели требует наличия такой детали, как удлинительный вал. Обычно это металлический стержень нужной длины, который с одной стороны крепится к электродвигателю стартера, а с другой стороны заканчивается шестигранником. Для моделей без обгонной муфты в конструкции двигателя выпускаются удлинительные валы со встроенной муфтой. «Обгонка» разъединяет удлинительный вал и двигатель после запуска последнего. Удлинительный вал со встроенной обгонной муфтой является более универсальным устройством, так как позволяет запускать двигатель, как с уже установленной обгонной муфтой, так и без нее.
Для моделей, с уже установленной обгонной муфтой, в качестве стартера очень часто используют обычный шуруповерт. Такое решение экономит бюджет и добавляет в хозяйство нужный по дому инструмент. Мощности двухскоростного шуруповерта хватает для запуска веролетного двигателя 50-го класса и машинного масштаба 1:5.
Дополнительное оборудование
Под словами "дополнительное оборудование" в авиамодельной практике с двигателями внутреннего сгорания чаще всего имеют в виду такие приспособления как полетный или ящик и стартовая панель.
В качестве полетного ящика можно использовать стандартный кейс для инструментов, в котором также хранят необходимые запасные части для полетов и езды — свечи, нейлоновые стяжки, клей, свечные ключи и т.д. Полный перечень инструментов и запчастей формируется с опытом и является достаточно индивидуальным.
Стартовая панель объединяет сразу несколько функций предполетной подготовки и старта. Классически набор функций стартовой панели включает в себя: разъем для накала калильной свечи с возможностью регулировать напряжение и силу тока накала;
- выход для питания электрического стартера или стартового стола;
- разъем для зарядки аккумулятора накала свечи;
- отдельный выход для подключения электрической помпы с возможностью реверса напряжения для наполнения или откачки бака.
Питание стартовой панели обеспечивается стандартным аккумулятором 12 В. Обычно емкости такого аккумулятора в несколько ампер-часов хватает на 3-4 полетных дня.